Вверх

«Маяк» Роберта Эггерса: верьте морским приметам

В 2019 году уже прославленный хоррор-режиссёр Роберт Эггерс привозит в Канны свою новую работу: фильм про хранителей маяка, который производит фурор среди зрителей и критиков французского фестиваля. Но чем же в наше время смогла так зацепить зрителей черно-белая лента с форматом кадра 19:1 всего с двумя актерами и не меняющейся локацией длиной почти в два часа?

Студия А24 — главный источник качественного авторского кино в Америке на сегодняшний день — дала шанс Роберту Эггерсу поразмыслить, какими могли быть будни смотрителей маяков в девятнадцатом веке.

Новая работа Роберта Эггерса, подарившего нам загадочный фильм «Ведьма» в 2015 году, вновь погружает зрителя в мистические события, которые теперь происходят со смотрителями маяка. Двое мужчин приплывают на остров заступить на смену хранителей маяка недалеко от берегов Британии. Старший и опытный хранитель (Уиллем Дефо) запрещает молодому новичку (Роберт Паттинсон) заступать в ночные смены и сваливает на него всю тяжёлую работу по обеспечению работоспособности маяка днём. А хранить свет ночью может только старший. Новичок остаётся недоволен таким раскладом вещей и намерен рано или поздно подняться к источнику света.

Роберт Эггерс создал этот фильм совместно со своим братом Максом Эггерсом. Вместе они невероятно натуралистично воспроизвели быт смотрителей маяков конца XIX века. Перед съёмками братья провели основательную исследовательскую работу, изучив сохранившиеся журналы и дневники хранителей маяков в Англии. Также при подготовке братья опирались на культовые картины времён немого кино Жана Эпштейна и Жана Гремийона, в особенности его лентой 1929 года «Хранители маяка», однако в «Маяке» можно заметить не только влияние французов и англичан. Работа Эггерсов со светом окунает зрителя в атмосферу фильмов немецкого экспрессионизма 1920-х годов.

Уровень продуманности и внимания к деталям Роберт Эггерс возводит до максимума. Маяк и остальные сооружения на острове были специально построены для этой ленты, как и весь интерьер внутри. Авторы исходили из сохранившихся заметок и документов, чтобы максимально точно воссоздать уклад жизни смотрителей того времени. Как говорит сам автор в видео, выпущенном совсем недавно, о съёмках «Маяка»: «Сначала у меня в голове появляется атмосфера фильма, а потом уже приходит сам сюжет». Ленту не просто так сняли в черно-белой гамме. Именно такая цветовая схема позволяет истории ожить и полноценно погрузить зрителя в происходящее на экране.

В картине всё время и весь экран отданы только двум актерам: Уиллему Дефо и Роберту Паттинсону, и это лучший актёрский дуэт года. Они отдаются своим персонажам на все сто. Если смотреть фильм на языке оригинала (это, конечно, желательно), то первое, что бросается во внимание — это акценты персонажей. Как и во всем остальном у братьев Эггерс, в этой детали есть свой смысл и назначение. Персонаж Уиллема Дефо говорит с примесью морского жаргона, а молодой герой Паттинсона разговаривает как типичный фермер.

«Маяк» — это многоуровневый хоррор, в котором каждый может найти чтото своё. Единой трактовки у происходящего на экране нет. Режиссёр наслаивает одну теорию на другую, добавляя всё больше образов, символов и отсылок. Для кого-то этот фильм станет описанием ужасов совместной жизни или жизни в обществе, кто-то может пойти дальше и увидеть отсылки к мифу о Прометее, к тему противостояния старого и нового/молодого, а для кого-то он станет ответом на вопрос: «что будет, если закрыть двух мужчин в здании, так напоминающем фаллический символ?» Каждый зритель найдет в этой картине что-то для себя, выберет свою трактовку происходящего —  и останется прав.

Попытаться понять происходящее на экране можно с 16 января.