Вверх

«Люди Икс: Тёмный Феникс»: чтобы вместе с тобой разбиться

В новых «Людях Икс» налицо профессиональное выгорание. Оно уже было заметно в прошлом фильме про апокалипсис, но на этот раз его даже не скрывают, позволяя неприкаянности и усталости от самих себя растекаться по венам картины, медленно парализуя каждую её часть. Это больше похоже на последний рывок перед неизбежным дедлайном, когда уже неважно, как, важно – просто доделать то, что когда-то начинали с энтузиазмом и блеском в глазах.

Возможно, проекту просто не повезло оказаться последним, а потому уже ничего не значащим, в привычной нам вселенной людей Икс, или он действительно скорее неизлечимый диагноз, чем симптом, но невооружённым глазом заметно, что всем причастным к фильму по большей части уже плевать на него. Ленту выстроили без объяснений и причин, до безобразия топорно, по линейке и учебникам о постановке супергеройских фильмов. Благодаря этому «Тёмного феникса» невозможно упрекнуть в каких-то мелких шероховатостях или затянутости: он прилизан и крепко стоит на своих лаконичных шпильках во время любых сюжетных турбулентностей — как героиня Джессики Честейн, но абсолютно так же, как она, безэмоционален и ленив на проявления человечности.

Следить за лицом создателям фильма абсолютно нетрудно: за них практически на автопилоте работают опыт и профессиональная хватка. С таким багажом нетрудно выстроить кадр, отписать информативный диалог или придумать какую-нибудь очередную эффектную экшн-фишку на 30 секунд экранного времени. Но уже трудно не скучать при этом. Ярче всего это заметно по актёрам, потому что когда-то искрящиеся эмоциями и индивидуальностью образы сливаются в единую серую массу. И если «старичкам» ещё можно хоть как-то сопереживать, просто потому что мы следим за ними уже довольно давно, то молодняк выглядит настолько плохо, насколько это вообще можно было представить.

Софи Тернер, которой досталась главная роль, здесь не исключение. В её арсенале не оказалось инструментов для создания внутренней сложности и разобщённости своей героини, чтобы дотянуть хотя бы до своей предшественницы Фамке Янссен, не говоря уже о том, чтобы высветить в Джин Грей какие-то новые стороны. А предсказуемо лучшим из всего каста снова становится Майкл Фассбендер, который при всей простоте и линейности нового сценария умудряется вывернуться так, чтобы снова представить Магнето неоднозначным и живым. Что касается остальных из основного состава – им просто повезло, что создатели смогли аккуратно закруглить почти все важные сюжетные арки без лишних сложностей. Для их героев это был единственный бескровный выход из щекотливого положения, в которое их поставил последний фильм.

«Люди Икс» всегда были франшизой не о суперсиле, а о победе воли и разума над человеческими слабостью и уязвимостью, поэтому главным элементом в них всегда оставался персонаж и его развитие. В «Фениксе» от героев осталась разве что плохо различимые тени, их поступки стали предсказуемыми вероятностями, их отношения — просто поводом для разговоров. Поэтому зрителю только и остаётся, что вылавливать абстрактные темы для размышления в детских психотравмах Джин, туманных стремлениях Чарльза и общей теме неотвратимости будущего.

Но ругать картину при этом абсолютно не хочется. Во-первых, это кино – случайное недоразумение, но такое часто случается с франшизами в этом возрасте, а потому вполне простительно. А во-вторых, просто невозможно ругаться на серию, которая подарила нам несколько восхитительных часов на пределе восторга и как минимум один неподражаемый дует из Джеймса МакЭвоя и Майкла Фассбендера.