Back

Любовь, шок, жестокость. Необратимость.

Примерно шестнадцать лет назад молодой француз написал сценарий. Затем срежиссировал и снял фильм. «Необратимость» была номинирована на Золотую пальмовую ветвь. Прекрасно жестокий Гаспар Ноэ тогда всех шокировал. Фильм запрещали из-за слишком долгой и жестокой откровенной сцены. Моника Белуччи и Венсан Кассель тогда еще были вместе и были молоды. А сюжет — как принято считать,— сообщал зрителю наглядный пример того, как легко можно поймать/упустить момент, раз и навсегда свернув из своего перехода…

Ночь, вечеринка, пара находится там вместе, и мелкие разногласия едва ли дают зрителю намек на резкий поворот впоследствии. Красивая девушка не может найти себе место в темноте среди шумной компании. Снова стычка с молодым человеком — ей некомфортно — она решает уйти. Конец. Следующая сцена — совсем не то, что вы ждете, совсем не то, что ждут они. Пара слов, сказанных в иной манере, могут стоить чьего-то счастья. И да, пожалуй, стоит об этом задуматься: есть немало последствий, которые мы реально можем избежать, если хоть на секунду задумаемся.

Хотя я думаю, что тут дело в вещах, которые можно или не-можно предотвращать. Вещах, которые мы можем предугадать, а потому избежать — или же можем предугадать потому лишь, что они ни в коем разе не обратимы. И все, что должно случиться, обязательно случится.

Поэтому — или по чему-то другому,— Ноэ построил все происходящее с главными героями в данной ленте в совершенно обратном порядке: ради опровержения того, что нельзя изменить или в своей попытке пересмотреть возможность изменения грядущих событий.

Можно гадать, верно. Не скажу, что Ноэ говорит однозначно, понятно, да еще и очевидные вещи. Скорее, наоборот: он часто обращается к очень темным, тайным человеческим чертам, к непроявленным инстинктам, о которых страшно думать — не то что говорить. И в процессе повествования будто шепчет: «Ну что, узнал с е б я?» — а зритель все время отрицательно, с отвращением качает головой. Пока Ноэ вновь и вновь не ткнет в очередной порок, да так, что плакать захочется.

Хотя в целом фильм, конечно, о любви и о доверии. Ну и о мести, безусловно.

 

About the Author /

Шеф-редактор

Post a Comment