Back

Кто виноват и что делать

Cool Connections — спонсор всех моих вероятных знакомств с самыми интересными и новыми произведениями мирового кинематографа. На сто лет назад прошедшем фестивале датского кино Danish Wave я выбрала всего два фильма. Один из них был показан в этом году на фестивале Сандэнс и выдвинут на 91-й «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а другой является крутым ремейком крутого байопика 1973 года. Но речь пока о первом.

«Виновный» — полнометражный дебют датчанина Густава Меллера. Это от и до — фильм одного актера. Роль главного героя, полицейского Асгара, исполняет Якоб Седергрен, и все самое важное происходит на его лице и в его наушнике во время дежурства.

Фильмов, где все происходящее передано через поведение и реакции одного человека, не так много. Но кажется, что все хорошие уже сняты. И все же, не зря эта лента удостоилась Приза зрительских симпатий в программе «Мировое кино» на фестивале Сандэнс в этом году. Здесь действие сосредоточено не только на одном человеке, но и в одном месте.

Асгар работает на горячей линии 911, куда поступают самые разные звонки: от просьбы спасти разбитую коленку до сообщения о похищении. Очередная смена началась именно с такого звонка. Дама всхлипывала в трубку, по шуму было понятно, что ее везут в автомобиле, и Асгар пытался выяснить как можно больше деталей, пока звонок не прервался… А когда такой звонок прерывается, остается только аккуратно действовать, опираясь на опыт. Асгар быстро реагирует, проявляя профессионализм, и сомнений, что все закончится благополучно, не остается. Он хладнокровен, вежлив, буквально непробиваем — он точно знает, что делает.

Однако с каждым его действием вводных становится все больше, ситуация меняется на ходу, повлиять на нее невозможно… Особенно когда ты сидишь за компьютером и принимаешь звонки. По ходу развития событий выясняется, что на следующий день Асгара ждет слушание в суде, что на звонках он временно — так как отстранен от основной работы до конца расследования. Выясняется также, что что у него все не так гладко в личной жизни и что его отчего-то мучает совесть.

Асгар, привыкший решать опасные для жизни вопросы действиями, на сменах в патрульной машине или с пистолетом в руках, сидит за компьютером и фиксирует обращения в службу спасения. Неотрывно от рабочего места, без возможности повлиять на происходящее. Какова может быть его реакция, когда поступает звонок от похищенной дамы? Асгар делает все, что возможно, но только в рамках работы диспетчера. Когда же он пытается задействовать привычный ему алгоритм работы, сотрудники других подразделений либо игнорируют его запрос, либо напоминают ему о разделении обязанностей.

Совершив ряд звонков, Асгар все-таки добивается определенного результата, но ситуация ухудшается. Поступает повторный звонок, выясняются новые подробности — и привычный алгоритм работы уже не помогает. Мужчина нервничает, уединяется в переговорной, продлевает смену, нарушает правила — и заходит довольно далеко в желании спасти похищенную.

Пока Асгар проводит операцию спасения удаленно, он делает звонки не только коллегам, и в каждом из его диалогов всплывает новая информация о том, кто он и что его беспокоит. Он не просто полицейский, который привык быстро реагировать и может проявлять сочувствие к невидимому собеседнику. Он — человек, у которого есть свои проблемы, прорывающиеся порой через поток звонков к нему прямо на работу. Он — мужчина, от которого зависит не одна жизнь, но, в первую очередь, на нем ответственность за свою собственную судьбу. Каждый новый голос, проходящий через линию Асгара — это новое вмешательство, еще один вызов и очередная партия «в бога». Сложновато не съехать с катушек, не правда ли?

И вот после очередного полученного от коллег звонка Асгар осознает, что зашел слишком далеко. Он положил все свои силы, чтобы спасти человека как можно скорее, но итог не оправдывает ожиданий, что буквально подводит героя к черте… И далее, по классике, нас ждет трансформация ситуации и персонажа, которую в данном случае, конечно, можно назвать кульминацией — но с оговоркой, что в этом фильме каждая секунда держит нас в напряжении, заставляя выдыхать на каждом новом повороте. То есть, кульминаций, я бы сказала, тут предостаточно. Поразительно, что в такой короткий промежуток времени можно вместить буквально полжизни, полмира — от точки, откуда поступил звонок до неизвестной геолокации.

Несмотря на то, что по общей атмосфере фильм не назовешь триллером — скорее, детективной драмой, — действительно тяжелых моментов здесь предостаточно. Вымученное ожидание, неожиданные повороты, довольно серьезные ситуации, которые главному герою необходимо решить удаленно — и отсутствие возможности лицезреть реальную картину происходящего. Вот это, пожалуй, и есть самое сложное: Асгар «на линии», мы — «на линии», все в напряжении, все ждут. Это очень сильно психологически бьет по человеку: объяснять отдельно и не нужно, каково это — держать несколько жизней в своих руках через телефонный провод.

Так вот, этот фильм, если выбраться из дебрей эмоционального фона — в первую очередь, о том, что порой простой человек может обладать возможностями господа и даже спасать жизни. О том, как тяжело вообще работать в службе спасения или любой другой службе быстрого реагирования. И о том, что благие намерения — одна из самых опасных вещей, которые может позволить себе человек, располагающий влиянием на жизни других людей.

Не могу сказать, что это фильм-действие — скорее, фильм-эмоция; пространство, где над всем властвует мгновенная реакция, реакция, от которой зависит жизнь других людей и даже твоя собственная, реакция, которую не предугадаешь и не откатишь.

Вот и вопрос: возможно ли стать тотально виновным за пару произнесенных слов?

About the Author /

Шеф-редактор

Post a Comment