Вверх

Камерная история о победителе. «Война Анны»

Больше года назад на Кинотавре состоялась премьера фильма «Война Анны» Алексея Федорченко, автора «Овсянок» и «Небесных жён луговых Мари». В России премьера состоялась 9 мая 2019 года, а также была показана вне конкурса на МЕКФ. Картина рассказывает о девочке, которую чудом спасли, отдав в комендатуру, где ей приходилось два года буквально жить в камине. Фильм смело можно назвать лучшим военным как минимум за последние два года, если не за десятилетие. 

Историю, послужившую основой для фильма, режиссёр прочитал в ещё живом тогда ЖЖ. Пост представлял собой маленький рассказ у кого-то на странице о маленькой девочке, которая пряталась два года в военной комендатуре где-то на Полтавщине. При этом по фильму совсем непонятны временные рамки всего действия. Что неделя, что месяц, что год, жизнь глазами Анны темна и однообразна. Кажется, проходит вечность, и девочка взрослеет ускоренным темпом.

Название картины лаконично и легко объяснимо.  

Война идёт не только на передовой, но ещё и тут, в бывшей школе, окруженной немцами. Ментальная молчаливая война в голове маленькой девочки: как не попасться на глаза врагам, как перебороть свой страх, как добыть еду, как смастерить теплую одежду из подручных материалов, как просто выжить в неимоверных условиях? 

Имя героини мы ни разу не услышим, и понимаем лишь по названию. А оно не случайно. Анна — женское русское имя — палиндром еврейского происхождения. С древнееврейского языка Анна переводится как благосклонность, благоволение; при этом эта благосклонность может означать как благосклонность со стороны Бога, так и благосклонность со стороны людей. Можно так же провести параллель с Анной Франк, скрывавшейся от нацистов в Голландии и ведшей знаменитый дневник, еврейской девочки. 

В фильме почти нет сюжета: мы лишь наблюдаем в свободном чередовании ряд тяжелых сцен. Эдакий большой этюд в исполнении прекрасной Марты Козловой. По заверениям Алексея Федорченко, если бы он её не увидел, фильма бы не случилось. Режиссёр начал писать сценарий, заприметив лишь одну её фотографию. А девочка просто необыкновенная. И дело не только в её огромных трагических глазах. Прежде всего завораживает её невозмутимая и не по годам зрелая игра. Как за столь короткий фильм (75 минут) удаётся показать серьёзное взросление такого хрупкого и маленького человечка? 

В фильме видна работа каждого специалиста. Оператор Алишер Хамидходжаев искусно в условиях даже практически стопроцентной темноты показывает нам мир маленькой девочки. Сценаристка Наталья Мещанинова отлично сработала в тандеме с Алексеем Федорченко. И если «Аритмия» сентиментальная, то здесь получилось выстроить местами холодную и расчётливую, но ещё сильнее бьющую в самое сердце историю.

На доработку звука позвали маститого Винсента Арнарди, имевшего опыт работы с Бернардо Бертолуччи и Жаном-Пьером Жёне. Музыки в картине немного, но с каким же трепетом и точностью создатели фильма вплели все эти шорохи, шуршания, лаи, крики. Саундтрек запоминается. 

В целом, у картины довольно мрачное и депрессивное настроение, но даже здесь вы найдёте, где улыбнуться и испытать светлое чувство. По ночам бывшая школа пустеет, девочка выходит на встречу приключениям. Утром и днём молча наблюдает за жизнью оккупантов. И, может быть, раньше многих её сверстников, пусть краешком глаза, но всё-таки видит анимационное кино, транслируемое с проектора. Отдельно отмечу сцену, в которой у камина придаётся утехам парочка, а рядом с ними стоит корзина с помидором, который буквально пожирает глазами наша героиня. 

Режиссёру удаётся снять одновременно жуткий и чуткий, реалистичный и сказочный, камерный и всеобъемлющий полнометражный фильм об ужасах войны. Очень сильная картина, которую я бы посоветовал даже детям.