Back

Как смотреть кино?

Небольшое вступление. В борьбе за лучший мир и за лучшее понимание искусства собираюсь написать череду статей. Первая, собственно, перед вами, но будут и ещё статьи для поднятия уровня осознанности зрителя. Теперь к статье!

Итак! Как же смотреть кино?

Постойте — постойте! Это не заметка о том, что вы смотрите фильмы как-то неправильно. Скорее всего вот именно вы делаете всё верно! Позвольте же мне объясниться.
Сейчас я с удовольствием смотрю множество разнообразнейших картин. И прусь от этого. Сталкиваясь при этом с людьми, которые не совсем понимают, как именно наблюдать отдельные картины, чтоб это не было мукой. Да я же помню и себя во времена, когда «Господи, да тут же НИХЕРА не понятно, ничего не происходит, почему так скучно, бееее…». Собственно, лет 9 назад я решил увлекаться кино и посмотреть классику. Ориентируясь только на наличие фильма в топах и их же расхваленность. Столкнувшись с общепризнанными шедеврами «Фотоувеличение» Антониони и «Семь самураев» Куросавы, я плевался и засыпал. А потом ещё и Кубрика посмотрел три фильма подряд, так ничего и не поняв. Ни смысла фильма, ни причин популярности. Но хоть красивенько.

 

Сейчас же ситуация изменилась. Смотрю я такой кино, мне ничего не понятно, а я сижу и кайфую. Что же произошло? Может я двинулся?
Давайте разберёмся!
Условно фильмы можно разделить на две категории — блокбастеры и арт-кино (авторское, арт-хаус). (Очень условно)

Обычный зритель привык к развлекательному (блокбастерному) типу кино. Это когда ты приходишь в кинотеатр, садишься в кресло и ВЖУХ — поехал на аттракционе. Здесь всё просто, понятно и очень безопасно. За тебя уже давно решили кто тут злодей, а кто Д`Артаньян. Зритель в этом случае просто сторонний наблюдатель. И я ни в коем случае не говорю, что это плохо! Так есть.

Но бывает и по-другому. Я говорю об «авторском» кино. Основное его отличие в том, что режиссёр напрямую говорит с экрана. И если ты не вступаешь в процессе просмотра в этот диалог, то «коннект» не происходит и остается только сказать, что «фильм непонятный и скучный». Арт-кино требует активного участия того, кто его смотрит. А современный человек отучается думать и чаще поглощает уже готовый продукт.

И вот уже с новым пониманием, что вам самому необходимо решить «о чём фильм, хорошо то или плохо, что хотел сказать режиссёр, зачем герой отрубил рыбе голову?», оно смотрится совсем по-другому.
Идем дальше. Я как-то слышал фразу, которую приписывают Линчу, но я точного авторства не знаю, так что вот ее вольный пересказ:

«Почему вы считаете, что кино вообще должно быть понятным? Ведь, когда вы слушаете симфонию, вы же не думаете: «Что хотел сказать композитор?», нет. Вы просто наслаждаетесь. То же самое с картинами художников-экспрессионистов».

Вот это совершенно не свойственная нам и дельная мысль. Научиться смотреть и кайфовать от фильма, совершенно не понимая о чём он.

Первым таким фильмом для меня был «Малхолланд Драйв». Линч — живой гений, он создает свои шедевры таким образом, чтоб те влияли на человека на эмоциональном уровне, минуя сознание. Именно поэтому во время просмотра бывают моменты возбуждения, напряжения и определённого страха, не совсем понятно, чем вызванных.

И вот тут во время просмотра совершенно точно можно просто наслаждаться процессом.
Не забывайте о том, что счастье — не конечная цель, а само путешествие. Так и тут! А уже после картины можно подумать о том: «Что это вообще было?». И вот как раз над фильмами вроде «Малхолланд Драйв» интересно размышлять. Это вроде задачки-загадки, любое решение которой — верное.

А уже после того, как вы оттянулись по полной во время просмотра и решили для себя, что же это всё значит, можно найти для себя ещё одну забаву, применимую вообще к любому фильму. «Почему этот фильм вообще вышел? Что он говорит об обществе и о культуре?». Ведь фильм — это не произведение одного творца, а групповой проект. И оттого он лучше отображает коллективное бессознательное в сравнении с другими типами искусства. (Это уже точно чисто мое мнение, и я ни на что не претендую.)
Ну и раз мы заговорили о авторском и неясном кино — я могу поделиться парочкой фильмов с которых можно начать:

Фильмы Линча: «Малхолланд драйв», «Синий бархат», «Шоссе в никуда», «Голова-ластик» — замечательные путешествия-загадки напоминающие сны.
«Зеркало» Тарковского — переживание очень личных воспоминаний, снов.
«Враг» Вильнёва — напряжённый триллер, имеющий вполне внятное решение.
«Побудь в моей шкуре» — драма Джонатана Глэйзера о странной и жуткой Скарлетт Йоханссон.
«2001: Космическая Одиссея» Кубрика — классический научно-фантастический шедевр о смысле бытия.
«Вопль» — мощный, поглощающий тебя целиком триллер южнокорейского режиссера На Хончжина.
«Лобстер» — ироничная антиутопия Йоргоса Лантимоса об обществе и его отношении к любви.

Оставляю вас с этим списком и этими размышлениями.
Вообще-то кино можно с очень разных точек зрения видеть. Об этом расскажу чуть позже. Интересно следующее — есть ли у вас какие-то интересные способы смотреть кинофильмы?

About the Author /

Пишу о кино и не только Больше по ссылкам: https://vk.com/notlesbyblog https://www.facebook.com/jaroslaw.bondarenko https://t.me/mynotlesbyblog

Post a Comment