Back

История на двоих, разыгранная одним

Мы любим эту тему: когда на шизе и под прессингом главный персонаж внезапно оказывается вовсе не одним целым, а двумя разными личностями. Или он живет одной жизнью, а хотел бы жить совсем другой. Или, когда все смотрят направо, он хочет пойти налево.

И эта история может быть как совершенно реальной, основанной на чей-то биографии, так и изобретенной каким-нибудь талантливым писателем или сценаристом.

Когда-то давно я, насмотревшись трейлеров на Первом канале, мечтала посмотреть один триллер как можно скорее: меня зацепил визуальный ряд, сопровождаемый зловещей музыкой…

Так что начну я именно с этой ленты, с первого воспоминания.

«Игра в прятки» (Hide and seek, 2005). У талантливого психотерапевта жена покончила с собой. Он с маленькой дочкой переезжает в другой дом и даже другой город, дабы избежать травматичных воспоминаний. У них хорошие соседи и, кажется, все идет хорошо, но у дочки появляется друг: то ли воображаемый, то ли нет — так сразу и не поймешь. И проблема в том, что этот друг не только не дружелюбен, но и опасен.

Про Хоффмана и так все понятно, но плюсом к нему идет Фамке Янссен и мелкая Дакота Фаннинг. Качественный классический триллер получился.

Еще одна впечатляющая история — «Незваные» (Uninvited, 2008). Это ремейк корейской трилл-драмы «История двух сестер», получившийся, однако, благодаря привычным для американских триллеров эффектам, гораздо более пугающим и жестким, чем его собрат с другого полушария. Суть в том, что девушка возвращается из лечебницы, в которую загремела после несчастного случая с ее матерью, чтобы, наконец, воссоединиться с семьей. Они болтают и купаются в пруду с сестрой, за ней ухаживает приятель, и все, казалось бы, идет хорошо. Но страхи и воспоминания смешиваются воедино, мешая героине спокойно жить дальше. Получилось очень красиво в итоге, до сих пор люблю этот фильм.

Примерно в то же время, когда я в общаге пачками смотрела все, что могла скачать из локалки, меня раз и навсегда захватила история гениального математика, Джона Форбса Нэша-мл., воплощенная Расселом Кроу в драме «Игры разума» (2001). Джон Форбс — реальный человек, который занимался теорией игр и дифференциальной геометрией и получил Нобелевскую премию по экономике в 1994 году. Его гений стоил ему жесточайшей шизофрении, которая «жила» с ним до самого конца, не мешая при этом преподавать.

Ленту снял Рон Ховард по книге Сильвии Назар. Книга была номинирована на Пулитцеровскую премию, а фильм получил 4 «Оскара». Именно там я, кажется, впервые оценила, как следует, игру Кроу, узнала в красотке Коннели молодую наркоманку из «Реквиема по мечте», а также познакомилась со своеобразным и классным Полом Беттани. Название фильма перевели, по классике, неверно: «A beautiful mind» — это «Прекрасный ум», именно так звучит первая часть названия книги о Нэше. Чтобы вам не пришлось искать в Википедии, вот полное название: «Прекрасный ум. Жизнь математического гения и нобелевского лауреата Джона Нэша».

Довольно поздно я познакомилась с прекрасной лентой Шьямалана под названием «Шестое чувство» (1999). Ее стоит добавить в эту подборку как минимум потому, что главный герой попал в переплет, в котором, в первую очередь, должен помочь себе. Но стремится он, как психотерапевт (опять, да?) помочь бедному мальчонке, которому всюду мерещатся не самые приятные вещи.

Действительно впечатляющий триллер, несмотря на его «возраст». Потом Шьямалан порадовал только «Дьволом» (2010) и слегка «Визитом» (2015), на этом все.

Еще один фильм, который я увидела совсем поздно относительно всех прочих — «Бойцовский клуб» (1999), экранизация одноименного романа Чака Паланика, которую снял прекрасный Дэвид Финчер. Этот фильм, откровенно говоря, изменил очень многое — и он до сих пор один из «самых» для меня. Вызывает волю к жизни.

В чем суть? Жил да был простой клерк. Плохо спал. Так себе жил. А потом встретил в самолете Тайлера Дердена — и все поменялось. Всем бы такого приятеля. Нет, на самом деле, не надо.

Хотя, когда становишься свободен, уже плевать, кто, как и почему это с тобой сделал. Вот и нашему клерку было все равно, а стоило бы немного задуматься.

Ну и напоследок: «Черный лебедь» (2010) и «Бёрдмен» (2014). Красивые истории человека, одержимого сценой.

Балерина, для которой дебют в большом балете становится важнее, чем что бы то ни было в принципе. И некогда успешный актер, который утрачивает смысл жизни, утрачивая свой успех. Эти фильмы я уже не могу рассматривать отдельно (хотя главред со мной не согласен), ибо вопрос реализации, а также жизнь до звездного часа — и ее отсутствие после,- как следует раскрыты именно в этих двух мрачных и непростых лентах.

Но в первом случае бедной балерине кажется, что все против нее — и всё мешает ей дойти до ее главной цели, до ее мечты: станцевать партию белого и черного лебедя в «Лебедином озере». А во втором случае у парня, прославившегося некогда за роль Бёрдмена, случается кризис уже потом, когда он пытается вновь реинтерпретировать свою же историю — но не на экране, а на сцене.

Спросите меня, почему здесь нет «Малхолланд Драйв» — и я скажу, что все-таки история не та и не о том. Дэвид Линч настолько инопланетный, что его лентам место в другом посте — и ни в коем случае не в подборке.

Спросите меня, почему здесь нет «Острова проклятых» или чего-то еще, и я вас разочарую: он меня не зацепил, как и многие другие аналогичные сюжеты о игры сознания с подсознанием после скрытой черепно-мозговой или сердечно-душевной.

About the Author /

Шеф-редактор

Post a Comment