Вверх

Испытания Мадса Миккельсена. Рецензия на фильм «Адамовы яблоки»

В феврале в прокат вышел фильм “Затерянные во льдах”, главную роль в котором исполнил Мадс Миккельсен. В 2019 году датчанина безусловно можно назвать звездой Голливуда (реинкарнация доктора Лектера в сериале “Ганнибал”, прорывная роль антагониста в “Казино Рояль”, участие в диснеевских блокбастерах “Доктор Стрэндж” и “Изгой-Один”).

Над его лицом, кажется, поработал скульптор или мастер по огранке камней с особым вниманием к деталям — от подбородка, коим можно колоть орехи, до прямого величественного носа, от неимоверно высоких скул до широкого лба. А его нордический взгляд вызывает напряжение и гипнотическое любование. Неудивительно, что после прорыва в бондиане голливудские продюсеры видят в нём преимущественно злодея.

А между тем, в Европе Мадс Миккельсен известен и отмечен призами за драматические и положительные роли. Уберём за скобки работы Николаса Виндинга Рёфна и вспомним оскароносную “Охоту” Томаса Винтерберга, “После свадьбы” и “Открытые сердца” Сюзанны Бир, «Адамовы Яблоки” Андерса Томаса Йенсена. На последней картине из вышеперечисленных я сегодня и остановлюсь.

Андерс Томас Йенсен, к слову, обладатель «Оскара» в номинации “Лучший короткометражный игровой фильм”, и приложил руку к сценарию “Мести”, удостоенной «Оскара» в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”.

“Адамовы яблоки” — одна из четырёх совместных работ режиссёра и Мадса. И надо признать, актёру досталась необычная роль — праведного священника Ивана, который пытается изменить неонациста с говорящим именем Адам (Ульрих Томсен, ещё одна звезда датского кино). Бритоголовый получает условно-досрочное освобождение и приезжает на исправительные работы в сельскую церквушку.

Казалось бы, сейчас завалят грязной работой Адама. Но нет, его самого просят выбрать себе цель на лето, тот саркастично отвечает, что хотел бы испечь пирог. А Иван в ответ не упрекает в грубости и цели, которая явно не соответствует масштабу преступления и искуплению, — он просто принимает и предлагает ухаживать за яблоней до первого августа.

Знакомство с прихожанами церкви неонациста приводит в шок. На общем контрасте он кажется нормальным и обычным парнем. Халид — араб-экстремист, грабящий по ночам автозаправки и застреливший кого-то из-за пачки презервативов; Гуннар — жирный алкоголик, клептоман и насильник; Пол — 86-летний старик, работавший в концлагере, который каждый раз пытается сбежать с мессы Ивана; Сара — алкоголичка, случайно забеременевшая и переживающая за здоровье будущего ребёнка.

И все эти неудачники с течением времени ни капли не меняются. А праведнику хоть бы хны: несмотря на очевидные факты, он их слепо защищает. Так в чём же миссия священника? Как оказывается, у него тяжелейшая судьба с самого рождения и абсолютно слепое и позитивное поведение — способ забыться, чтобы жилось легче. По его мнению, дьявол испытывает его. И это больше всего бесит бывшего заключённого, опирающегося в первую очередь на логику. Ничего не остаётся, как просто ломать нос мистеру позитив. Но как мы выясним, неонациста ждёт своё испытание.

Фильм — гротескная чёрная комедия, продуманная до мелочей. И, на мой взгляд, это удачный способ показать несостоятельность и абсурдность фашистских идей. Режиссёр через юмор противопоставляет две крайности: человек, не видящий ничего плохого, и фанатик, в котором нет ничего святого. В таком ключе зритель легче воспринимает эту серьёзную и больную тему.

В картине есть место символизму и аллюзиям. Те же имена явно неслучайны.
Адам — первый человек, сотворённый богом.
Сара — прародительница еврейского народа.
Гуннар — ангел-хранитель, который всю жизнь будет оберегать человека.
Халид — противник пророка Мухаммеда, никогда не любил отсиживаться в обороне, предпочитал наносить удар первым, заставая врага врасплох.
Добравшись до эпилога, мы поймём, что у каждого своё предназначение и как оно повлияет на сюжет.

Иван — Иов, проходящий испытания дьявола. И тут становится понятно, почему с тумбочки Адама каждый раз падает портрет Гитлера лицом вниз, и почему подаренная Иваном Библия, падая, каждый раз с поразительным упорством открывается на одной и той же странице, под каким углом ты её ни бросай.

Заметна также отсылка к Хичкоку. Нашу яблоню (древо жизни) с момента приезда Адама атакуют вороны, в несметном количестве, словно чайки из “Птиц” Хичкока.

И как же грамотно вплетена единственная песня в эту картину. Она не для отвлечения, не для танцев, она работает и показывает изменения характеров двух главных персонажей на протяжении всей киноленты. В песне Take That “How deep is your love” звучит мантрой: “Ты должен мне показать, насколько глубока твоя любовь. Я действительно хочу понять, ведь мы живём в мире дураков”.

“Адамовы яблоки” — оригинальная история о добре и зле, рассматривающая эти понятия с разных сторон и дающая понять, что одно без другого существовать не может. За счёт абсурдного и гротескного юмора фильм универсален, и каждый найдёт в нём свой смысл, ну или просто посмеётся и поплачет, а потом ещё раз посмеётся и ещё раз поплачет.

And it’s me you need to show
How deep is your love?

How deep is your love, how deep is your love?
I really need to learn ’cause we’re living in a world of fools

Breaking us down when they all should let us be
We belong to you and me