Back

I, Тони

Тони — это имя младшего брата Ридли Скотта, британского и американского актера, режиссера, кинопродюсера. Но все слышали о Ридли, и мало кто слышал о Тони. Мы с главредом его любим больше: не только за кино, но и за продюсерскую деятельность. Очень жаль, но знаменитый мост «Золотые ворота» оказался более прославлен количеством самоубийц, а не их личностями. А вот мост Винсента Томаса в Лос-Анджелесе лично для меня прославил Тони Скотт в 2012 году. Тот мост в течение всего периода строительства моста и в первые годы после его открытия за бесперспективность и бесполезность называли «мост в никуда». Но даже с учетом этого, можно сказать, что Тони успел как следует повлиять на мои (наши) киновкусы.

 

У меня вся любовь началась с фильма «Голод» (1983), фильма-легенды. Девочка из Старбакса, где я тусила и работала, посоветовала посмотреть фильм «Голод». Вот просто так, без описаний и имен. Тогда не имело значения, кто снял, кто снялся, когда и где, и зачем. Просто вера на слово. И я пришла домой — и посмотрела. Дэвид Боуи для меня тогда был «чьим-то кумиром», которого я не знала и не слушала. А вот Катрин Денёв и Сьюзан Сарандон — дамы, которых я не видела столь молодыми и горячими ни в одном прежде просмотренном фильме. А вот группа Bauhaus со своей Bela Lugosi`s Dead звучали будто из другого мира, и этот мрачный тревожный мотив прочно отпечатался в моем киноманском кровотоке. А вот тема вампиризма прежде не описывалась так красиво и печально — и по-иному. «Голод» сделал меня голодной до подобных фильмов, вызывающих тревогу и дискомфорт, иных фильмов, которые слишком явно отличаются от конвейерного большинства, фильмов, которые, как недооцененное произведение искусства, пылятся не полках какого-то подвала — до тех пор, пока не становится ясно, что именно они диктуют канон авторского кино… Однако, тогда я не стала погружаться в творчество Тони, ибо это не мешок конфет, чтобы разом без разбора заглотить его под ёлкой.

 

Продюсер Тони

Где-то среди лент с любимой Евой Грин я раскопала своеобразную ленту «Трещины» (2009), снятую дочкой Ридли. Это вроде как должно было быть фильмом о своеобразном преподавании — как «Общество мертвых поэтов» или «Хористы». Но оказалось, что речь совсем о другом, атмосфера совсем другая — форма повествования до сих пор кажется мне слегка отчужденной в этом довольно своеобразном фильме. Поиск себя и восприятие «других» в своем видении мира — вот что является основной темой фильма. Но красота игры Грин, Темпл и Вальверде на фоне красивого озера и напускной невинности пансионата для девиц «века без компьютеров».

Впоследствии, погрузившись в изучение продюсерской деятельности Тони Скотта (и Ридли — по совместительству), я вышла на прекрасный триллер «Прежде чем я усну» с «лицом жанра» Николь Кидман.

Впечатлившись драмой «Порочные игры» (Stocker, 2012) с той же Кидман, составившей тандем Мии Васиковска, выяснила, что и тут без братьев Скотт не обошлось. Аналогичная история случилась с прекрасной драмой «Подальше от тебя» (In her shoes, 2005) с Камерон Диас и Тони Коллетт, и с вестерном «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007).

В итоге получилось, что я сначала знакомилась с фильмами и понимала, что они отличаются от прочих аналогичных, и потому мне нравятся — и только затем выясняла, чьих рук это дело. Обычно у меня (да и у всех так) наоборот: знаю/слышала, что режиссер хорош — и потому знакомлюсь с его творчеством постепенно, фильм за фильмом.

Отдельная история — байопик «Домино» (2005), после которого я влюбилась в Киру Найтли. Просмотренный в школе, недопонятый, пересмотренный в универе — он для меня как незаконченная история, в которой, при том, что все довольно просто и понятно, я продолжаю откапывать по мере взросления определенного рода ценные черты. Стоит ли говорить, что режиссером фильма я заинтересовалась далеко не после первого просмотра?

Так вот, уважаемый Тони. Я хочу сказать, что Вы — один из моих любимых режиссеров. Спасибо за Ваше недооцененное большинством влияние на современный кинематограф в общем и на мои киновкусы в частности.

Инесе П.

**************************************************************************************************************************************************************************************

Тони Скотт, как и свой старший брат Ридли, сценариев не писал. Такие режиссеры для меня входят в отдельную категорию. Скажем, Стивен Спилберг и Мартин Скорсезе тоже из этой банды режиссеров без сценариев. Хотя Скорсезе чаще других писал скрипты к фильмам, как минимум, на уровне сюжета.

Несмотря на многочисленные крутые фильм Ридли Скотта: «Гладиатор», «Ганнибал», «Тельма и Луиза», «Гангстер», ставить в один ряд со Спилбергом и Скорсезе — можно Тони Скотта. В его «Шпионских играх», «Последнем бойскауте», «Настоящей любви», «Гневе» чувствовалось что-то, что можно было назвать хорошим вкусом.

Думаю, если Тони Скотт еще немного постарался, то, в отличие от брата, смог бы выработать свой уникальный режиссерский стиль, что очень сложно сделать, если ты не пишешь сценарии.

Но по большому счету, Тони Скотт ничего шедеврального не снял, хотя некоторые его фильмы я обязательно буду пересматривать.

Григор Ч.

About the Author /

Шеф-редактор

Post a Comment