Back

Гуд-бай, Америка. «Хрусталь» Дарьи Жук

На экраны выходит один из самых ожидаемых проектов на русском языке — полнометражный дебют белорусского режиссера Дарьи Жук. История живущей мечтой о новой яркой жизни девушки в антураже белорусской сельской местности успела покорить жюри смотров в Одессе и Алматы, фестивалей «Зеркало» и «Меридианы Тихого», а также отборщиков Лондона и Карловых Вар. Но внимания фильм заслуживает отнюдь не только своей фестивальной судьбой.

Минск 1990-х годов. Молодые люди, уже вкусившие некогда запретного плода западной культуры, устраивают местечковые рейвы в окружении скорбных бюстов вождей развалившейся империи, пробуют наркотики и зарабатывают на жизнь продажей аудиокассет и одежды, перешивая на нее бирки люксовых брендов. В их числе и Веля (Алина Насибуллина) — девушка, живущая ярким во всех отношениях пятном в во всех смыслах серой действительности. По родительскому наставлению она закончила юридический, но, разумеется, по специальности не работает. Она — начинающий диджей, целыми днями заслушивает немногочисленные кассеты с американским хаусом и мечтает об одном — уехать в вожделенный Чикаго, где она сможет без осуждения быть, кем захочет, одеваться, как захочет, и заниматься, чем захочет. Проблемы возникают, когда она по липовой справке с работы пытается получить американскую визу, не подозревая, что по наобум написанному номеру будут звонить, чтобы удостовериться в правдивости информации. Вычислив адрес, по которому находится телефон, Веля на последние (а какие же еще) деньги срывается в небольшой городок, чтобы ответить на судьбоносный звонок.

Дарья Жук, режиссер и соавтор сценария, признается, что писала персонажа Вели, основываясь на собственном опыте. Она сама в 16 переехала в США, где закончила Гарвард и работала на HBO. В то же время, ее дебют в большом кино избавлен от присущей автобиографичным историям приторной ностальгии. «Хрусталь» успешно выходит за рамки банальной истории о молодежи 90-х, научившейся любить запретные плоды и еще не выросшей из американских тертых джинсов. Типичная мечта героини и ее наивные представления о Земле обетованной не возводятся в абсолют, карта тотального несоответствия протагониста его окружению разыгрывается без излишнего пафоса и драматизма.

Не оттягивает на себя слишком много внимания и характерный сеттинг — развалины Союза в самое отчаянное десятилетие остаются тем, чем и должны быть — фоном для развития истории. Органично смотрится даже вполне очевидное отождествление героини с тем самым хрустальным лебедем — вещью безусловно красивой, но на голодающей родине никому не нужной, и потому идущей на экспорт, да к тому же хрупкой — слишком сильно надавишь и все, шейка сломалась, иностранец уже не возьмет.

Защитой от не то чтобы враждебной, но совершенно не понимающей и не принимающей ее среды Веле служит музыка. Стоит ей надеть наушники — и она уже не в трясущемся сельском автобусе, а на концерте в Чикаго, где ее окружают такие же, как она — яркие улыбающиеся люди, стремящиеся к самовыражению и живущие в свое удовольствие — вместо угрюмых лиц, отмеченных печатью бытовых забот. Хрупкий лебедь укутан в теплый, уютный плед и защищен от пагубного внешнего воздействия. Правда, надежной эту защиту не назовешь — плед защищает лишь от небольших царапин и сколов, если же применить к нему неуместно грубую силу, то поломка неминуема. К тому же, в плеере всегда может предательски сесть батарейка, и тогда героиня оказывается один на один с отрезвляющим недоумением реальности. И тогда останется лишь надеяться на то, что в частоколе непонимающих лиц найдется хоть одно разделяющее твои устремления и мечты.

Простота метафоры отнюдь не идет фильму во вред, он не стремится быть высоколобым манифестом поколения или воспеть мятежную юность. Это даже не рассказ о прекрасном цветке, выросшем посреди непроходимого болота. «Хрусталь» — это тихая, печальная история о мечте и вере в лучшее, рассказанная универсальным языком, который способен понять каждый, кто мечтает и верит. Возможно, именно эта универсальность киноязыка ленты, вкупе с фестивальными успехами и подтолкнула Оскаровский комитет Беларуси впервые более чем за двадцать лет выдвинуть «Хрусталь» на соискание премии.

В кино с 13 декабря.

Post a Comment