Вверх

Французские каникулы в Пионере. «Опека» Ксавье Леграна

6 лет назад французский режиссёр Ксавье Легран снял тревожную короткометражную драму «Прежде чем потерять всё» о женщине, бежавшей с двумя детьми из несчастливого брака. Фильм отмечен номинацией на Оскар, и, возможно, именно она сподвигла француза продолжить историю в полном метре. Так появилась «Опека». 

Первая сцена — судебное слушание: судья слушает аргументы по поводу опеки над 11-летним сыном Жюльеном (Тома Жория), который очень четко говорит в письме, что не хочет видеть «другого» (так он называет своего отца). Настрой 18-летней дочери Жозефины (Матильда Онево) ничем не отличается, но суд ею не занимается, девушка совершеннолетняя.

Оба родителя просят единоличную опеку. Мириам (Леа Дрюкер) обвиняет бывшего супруга в насилии, но без доказательств. Антуан (Дени Меноше, известный многим по роли месье Лападита, отца еврейского семейства в «Бесславных ублюдках») просит лишь встреч с сыном. Чаще всего общество на стороне матерей, здесь же, как и судья, так и зритель первое время совсем не понимает, кому доверять. 

Вскоре после судебной сцены центральной фигурой картины становится белокурый Жюльен. Очень сильная роль для маленького дебютанта. Здесь и боль, и смятение, и слёзы, и ложь во благо. Напряжение растёт. Благодаря дуэту отца и сына мы понимаем, что люди, чьи деяния ужасны и никак не оправдываемы, на самом деле и не отдают отчёт своим поступкам. Вроде бы ничего плохого они не делают, оправдывая свои действия как необходимые для отстаивания своих прав. Но самое страшное, что в их представлении положение жертвы переворачивается на 360 градусов. 

Ксавье Легран заявлял, что в работе над фильмом он вдохновлялся такими картинами, как «Крамер против Крамера», «Ночь охотника» и «Сияние». Все эти фильмы разных жанров, но объединены общей темой разрушения в семьях. И действительно, «Опеку» можно разделить на 3 акта.  

В первом создаётся фон стандартных последствий разрушения семьи — «Крамер против Крамера».  

Во втором — Антуан своими допросами доводит сына и узнает больше о Мириам — «Ночь охотника». 

В третьем акте медленно тикающая на протяжении всего фильма бомба наконец взрывается — «Сияние».

Картина наполнена крупными планами, которые позволяют в полную силу раскрыться актёрскому составу (Леа Дрюкер — лучшая актриса, Сезар-2019). В основном картинка статичная, что может быть и наскучивает, но создаёт определённую атмосферу тревожности. А отсутствие саундтрека исключает эмоциональные манипуляции зрителем — всё внимание на визуальной стороне фильма. 

Ксавье Легран обладает уникальным авторским видением. Благодаря угадываемой, но сильнейшей в эмоциональном плане развязке, фильм нельзя назвать просто семейной драмой, это нечто среднее между мучительной драмой и триллером. Ну а поднятая режиссёром тема насилия делает этот фильм актуальным в любой стране и в любое время.

Ближайший показ фильма «Опека» пройдет 31 августа в Летнем Пионере в Парке Горького (билеты здесь). Если будете искать информацию, знайте: России фильм выходил в прокат с названием «Опекунство».