Вверх

Фильм о девяностых, название из одного слова, начинается на «Б». Три попытки. Нет, все ваши варианты неправильные. Это «Бык» Бориса Акопова

В прокат выходит режиссерский дебют Бориса Акопова, получивший Главный приз и приз «за лучшую операторскую работу» 30-го Кинотавра, а также Гран-При Международного Кинофестиваля в Карловых Варах.

Когда слышишь про фильм о девяностых годах, снятый в 2018 году режиссером-дебютантом, первым делом идешь смотреть, сколько ему лет и сколько ему было в девяностые. С Борисом в этом плане, вроде, все нормально. Он родился в Москве в 1985 году и в основное время действия фильма ему было 12 лет. Вполне осознанный возраст для того, чтобы понимать, что происходит вокруг и впоследствии выражать свое видение эпохи.

Фильм начинается с титра «основано на реальных событиях», и тут, по словам режиссера, подразумевается, что реальные события – это не случай с одним героем, а время и люди, которые жили тогда.

Главный герой фильма – Антон Быков (Юрий Борисов) по прозвищу «Бык» – лидер группировки мелких бандитов, промышляющих чем под руку попадется. Он живет с мамой (Мария Звонарева) и младшими братом и сестрой. Антон пользуется авторитетом среди своих подручных, поскольку уже успел отсидеть в тюрьме. У него врожденный порок сердца – кардиомегалия или по-простому «бычье сердце», поэтому он бросил спорт и занялся бандитизмом. После одной из «стрелок» Бык попадает в милицию, но его оттуда вызволяет местный «авторитет» и за эту услугу просит ответную, совсем пустяковую на первый взгляд. Такова завязка фильма.

Заметил одну любопытную вещь: если авторы фильма или сериала перед премьерой говорят о большом внимании к деталям, то пиши пропало – в фильме про события 2005 года все будут разговаривать по айфонам и курить вейп. И напротив, если никакого упора на внимании к деталям не делается, то получаем отличнейшие, как минимум по уровню проработанности окружения, фильмы. Фильм «Бык» не стал исключением, подтверждающим правило.

В пресс-релизе фильм называют «почти историческим, восстановленной эпохой». Но на мелочах, деталях и нюансах он рассыпается и превращается в актерский капустник в картонных декорациях. И это не вина актеров: они в подавляющем большинстве как раз не жили в девяностые. Это ошибки режиссера, он же и автор сценария. Даже в кличке главного героя маленькая, но нестыковочка. Быками в то время называли рядовых членов банды, низшее звено. Лидер группировки по кличке «Бык» — это как полковник по кличке «Рядовой» или вор в законе по кличке «Шестерка». Я понимаю, что нужна была метафора, у Антона большое сердце и оно у него болит за семью и близких фигурально и буквально. Но вот нескладно как-то.

В одной из сцен бригада угоняет дорогую тачку, Кадиллак или что-то такое же понтовое, просто выкинув из нее владельца. После чего меняют гос. номера и весь остаток фильма Бык на ней разъезжает по городу и днем и ночью. Действие происходит в небольшом провинциальном городе. В середину девяностых, если кто забыл. Даже в Москве в то время такие машины были редкость и разъезжать по городу на угнанной никто бы не стал, очень приметная. В провинции ездить на Кадиллаке было все равно что ездить на летающей тарелке. Но в фильме все относятся к Быку на летающей тарелке как к должному. А главный женский персонаж – парикмахерша Таня (Стася Милославская) — весь фильм курит сигариллы. Сигариллы! Да достань она из сумочки пресловутый айфон, это не так бы резануло глаз.

Далее просто опишу одну сцену. Покурив сигарилл, Антон и Таня на Кадиллаке едут в клуб на техно-вечеринку, где на входе знакомые Тани угощают их галлюциногенным наркотиком, растворенным в кока-коле. Все очень достоверно и соответствует эпохе. Я бы еще, пожалуй, добавил Пашу Фейсконтроля на входе, живое выступление Майкла Джексона внутри и вопрос про пароль от вай-фая к официанту.

Придираюсь к мелочам? Но эти мелочи разрушают магию кино. Вместо маленького провинциального городка девяностых я вижу современную Тверь (фильм снимался в Твери). Сцены в клубе снимались в московском клубе Pluton, и я вижу московский клуб Pluton.

А танец сестры Антона в парикмахерской?! Данс макабр набирает обороты. Представьте, что в «Необратимость» в середине вставили кусок из «Бриолина». Представили? В «Быке» это смотрится еще чужероднее.

А зачем кардиомегалия у Антона? Только для метафоры? По сюжету именно из-за порока сердца Антон бросил спорт и пошел в бандиты. А если бы был здоров и не бросил спорт, то куда бы он пошел? Автор сценария не знает, что именно спортклубы и тренажерные залы были для преступных группировок основными поставщиками тех самых рядовых быков?

Из хорошего могу отметить операторскую работу (приз Кинотавра заслужен бесспорно) и актерскую игру. Юрий Борисов очень органичен в главной роли, его сестра по фильму Афина Кондрашова – чудесная, и еще запоминается один персонаж из бригады Быка – Дуглас в исполнении Сергея Двойникова.

Но главный вопрос – зачем этот фильм? Для кого? Для тех, кто жил взрослой жизнью в то время, есть «Брат». Для тех, кто провел детство при Ельцине, есть «Бумер». Для тех, кто родился в двадцать первом веке, есть «Брат 2», «Бумер 2» и «Бригада». «Бык», хоть и соответствует всем законам жанра (название из одного слова, начинается на «Б»), ничего нового не привносит. Просто еще один фильм о том времени, снятый уже совсем поздно и не к месту.

Очень примечательно, что в одном из актеров второго плана я узнал Вовку из «Бумера 2» — того, который:

– Тебя как зовут?

– Вовка, а чё?

– Не нужна тебе такая машина, Вовка.

Современный Янус Полуэктович – Вовка пошел по спирали времени в обратную сторону, банальная контрамоция, а чё? Мальчиком в двадцать первом веке он мечтал об «икс пятом», но мужчиной оказался в веке двадцатом на раздолбанной «трешке» BMW в фильме о девяностых, название которого начинается на букву «Б».

– Твой фильм как называется?

– «Бык», а чё?

– Не нужен нам такой фильм, Вовка.

В кино с 22 августа.