Вверх

«Другой» в анимационном фильме «Семейка Аддамс»: неудачный опыт

Семейку Аддамс создал Чарльз Аддамс в начале прошлого века. Парень увлекался рисованием комиксов и хотел попасть в журнал New-Yorker, что ему в итоге удалось сделать в 30-х, ещё до финализации образа той самой странной Семейки. По его комиксам в 1964 году сняли комедийный сериал «Семейка Аддамс» (2 сезона), который транслировался на канале ABC.

Что интересно, нигде не упоминается ничего о том, чем вдохновлялся Чарльз Аддамс: просто сообщается, что ещё в детстве он мог на спор пойти среди ночи на кладбище или проникнуть в заброшенный дом (по слухам, послуживший вдохновением для создания дома Аддамсов). Более того, после кремации его прах отправили на кладбище домашних животных. Рэй Брэдбери, похоже, вдохновился мрачной харизмой Аддамсов и создал короткий рассказ «Homecoming» (ради него один журнал изменил свой формат). Правда, этот рассказ превращался в роман «Из праха восставшие» вплоть до нулевых, а планам карикатуриста и писателя на сотрудничество не суждено было сбыться. В книге Брэдбери воссоздал портрет обожаемой семьи с юмором и в мрачных тонах.

Что ещё интересно, Аддамс дружил с Хичкоком, а тот не только владел парой оригинальных рисунков, но и сделал отсылку к Чарльзу в сцене аукциона в фильме «К северу через северо-запад».

Но да ладно, речь сегодня — о новом мультфильме 12+ «Семейка Аддамс», вышедшем в широкий прокат аккурат в Хэллоуин, 31 октября. Комиксы про Семейку найти сейчас сложновато, сериал был показан, когда цветное телевидение ещё было в зачатке. Давайте тогда говорить о том, что мы реально помним (мультсериал 92-93 гг не в счёт): фильм «Семейка Аддамс» 1991 года с Анжеликой Хьюстон и Кристиной Риччи в главных ролях. По сюжету отец семейства Гомес мечтает отыскать давно потерянного брата Фестера — и на этом фоне разворачивается драма, в которой также принимают участие обычные люди, вечно желающие уничтожить «других», «непохожих», «ужасных» и «отвратительных» Аддамсов. В целом, получается довольно милая история о клане «не таких», у которого на первом месте именно семейные ценности. У фильма была какая-то нереальная туча номинаций с 1992 по 1993 год (даже на «Оскар» за лучшие костюмы), однако награды было всего две: премия «Молодой актёр» (Джимми Уоркмен) и — «Золотая малина» за худшую песню. Даже смешно.

Посыл, в целом, такой: у всех семьи со своими странностями, и если утрировать характерные черты каждого из членов клана, да ещё и придать потустороннего очарования, получится настоящий цирк уродов (нет) в рамках одного дома. Суть в том, что за дверью каждого из домов на нашей (и не только) планете — вот такая вот семейка Аддамс. И это не повод семейку свою не любить — напротив: её нужно любить и беречь в первую очередь. Потому что, какими бы странными ни были дядья-тёщи-тётки-и прочие существа, они-то уж точно встанут на твою защиту, в какую бы задницу ты ни влип, да и стопроцентно примут тебя таким, какой ты есть. Это — основная идея как фильма, так и мультфильма. Плюс к этому, в полнометражке 91-го есть тема противостояния между «нормальными» людьми и «ненормальными» Аддамсами, которая также была перенесена и в мультфильм.

Кстати, был же и второй фильм: «Ценности Семейки Аддамс» (1993) — тоже по комиксам Чарльза. В центре сюжета — новорождённый сын Мортиши и Гомеса, а также его няня, которая охотится за богатством дяди Фестера. Опять тема «другого», только уже раскрытая изнутри — через ту самую няню. Номинаций в этот раз было ещё больше, но и наград тоже: «Сатурн» за лучший грим, «London Film Critics Circle» за технические достижения (Кен Эдам) и — опять! — «Золотая малина» за худшую песню. Из этой части взята лишь одна вывернутая наизнанку отсылка, но и чёрт с ней — дело не в отсылках.

Далее могут быть спойлеры.

Вы всерьёз боитесь спойлеров к мультфильму?:)

Во-первых, мультфильм явно 6+, а то и ниже рейтингом. Он транслирует настолько очевидные вещи, что, в целом, можно сразу показывать 12-леткам реальную «Семейку», обходя стороной свежую мультипликацию.

Конечно, анимационный фильм вполне себе мил, довольно прост и поднимает важные темы: «другой» в обществе (неподалёку от устрашающего дома Аддамсов строится целый вопиюще-жизнерадостный город), замкнутый социум, в котором подросток ищет самоидентификацию (Уэнсдей взрослеет, ей интересен внешний мир), семейные ценности, которые необходимо перестраивать, учитывая метаморфозы нового поколения… Мило, да. Но, кажется, «Монстры на каникулах» уже закрыли все задачи, которые перед мультфильмом «Семейка Аддамс» поставили его создатели. Это во-вторых.

В-третьих, шаблонность противостоящего Семейке персонажа зашкаливает. Новое изобрести сложно, да. Но картонная блондинка с большими PR-планами, которая игнорирует потребности своей дочери — это как-то слишком. Где-то мы это уже всё видели. Где? Да везде. Слабо, слабо. Если фильм, в первую очередь, выплывал на харизме актёрского состава, то в мультфильме, с учётом вполне аккуратной рисовки, банальному сюжету выплывать не на чем. Для детей — да, без крови и секса. Но вы видели 12-леток сейчас? Они же не тупые, ну кам он.

Если уж говорить о «другом» (непохожем/представляющем другую культуру или этнос), то стоит это делать аккуратнее, избегая шаблонов и подобных пластмассовых «наглядных» примеров. Если же говорить о семейных ценностях — тут тоже как-то криво тема раскрыта: вызывает тучу вопросов. Лучше сделать просто и красиво, чем попытаться сделать сложно — и провалить возможность что-то донести до подрастающего поколения. Хотя, надо признать, на пороге финальных титров тему «отличий» всё-таки немного доработали. Плюс пара приятных пасхалочек и милых моментов — но где их нет? Не повод тратить время.

В целом, новую «Семейку» можно посмотреть один раз, если уж совсем-совсем нечего смотреть. Но лучше — «Монстры на каникулах». Ещё лучше — мультфильмы Тима Бёртона, не так давно вышедшую «Тайну Коко» (2017) или довольно давно вышедшую «Книгу жизни» (2014). Или оригинал. Или лучше найдите комиксы Чарльза Аддамса и скажите мне, где.

В кино с 31 октября.

Об авторе /

Шеф-редактор