Вверх

Друг всегда с тобой. «Матиас и Максим» Ксавье Долана

Как правило, фильмы Ксавье Долана приходится ждать. Как правило, они этого достойны. 2019 год нарушил оба этих правила. Во-первых, «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» едва ли оправдал ожидания и надежды. Во-вторых, российские экраны за полгода посещает уже вторая работа режиссера. 

Матиас и Максим дружат почти двадцать лет. За это время их пути несколько разошлись. Первый успешно строит карьеру в крупной юридической фирме, носит стильные галстуки и состоит в благопристойных и стабильных гетеросексуальных отношениях. В жизни второго постоянны лишь ссоры с матерью и мешковатая одежда не первой свежести, а вскоре он и вовсе переезжает на другой конец света, чтобы работать там барменом. Противоположности, как известно, притягиваются, и после одного случая на вечеринке им предстоит испытать это притяжение (отнюдь не дружеское) особенно сильно.

 

Теперь это официально. Ксавье Долан повзрослел. Повзрослели его герои (и их проблемы) и его кино. Как это часто бывает, с возрастом ушло лихое бунтарство, а взамен пришло умиротворенное созерцание и открылись новые перспективы. Впрочем, умиротворенной картина выглядит лишь в сравнении с предыдущими фильмами режиссера (ссоры и драки все еще на месте), а по-новому выглядит лишь в общем контексте его творчества. 

Из нового — тема дружбы, которой уделяется непривычно много (для фильма Долана) внимания и незатейливый, не перегруженный драмой (и даже украшенный юмором) нарратив. Из старого — все остальное, от находящихся на распутье героев до бытового уюта канадских домов. Плюс обязательные гомосексуальная и семейная линии. Относить их к элементам авторского почерка или же к признакам стагнации и зацикленности, пусть каждый решит для себя сам.

 

Смотреть «Матиас и Максим» — это как приехать погостить в родной город и встретится с другом детства. Вы вроде недавно виделись, когда он проездом был в столице, но вышло лишь переброситься парой слов в придорожном кафе. В экстерьерах знакомых с детства улиц общение, конечно же, совсем иное. Предаваясь воспоминаниям и слушая, как он рассказывает о судьбе общих знакомых и делится новостями (в которых нет ничего нового), ты словно возвращаешься в те сладостные времена, когда деревья были побольше, а забот было поменьше. 

Правда, вслед за этим приходит осознание, что тебе (как и другу) уже под тридцать, мир до неузнаваемости изменился, а чудесные детские годы остались в прошлом. И остается лишь надеяться, что, когда ты приедешь в следующий раз, вам будет что разделить помимо уюта общий воспоминаний.

В кино с 14 ноября.