Вверх

Drive to survive. «Форд против Феррари» Джеймса Мэнголда

Дерзкий одаренный новичок, бросивший вызов мастодонту, чье лидерство казалось неоспоримым — это, безусловно, один из основных кинематографических сюжетов. В известной степени это даже запрещенный прием, эксплуатирующий предпочтения самых широких слоев публики. Как образ страдающего ребенка всегда будет вызывать эмоциональный отклик у большинства зрителей, так и история андердога, переворачивающего игру, неизменно привлечет к себе внимание. Примеров масса — начиная от целой армии спортивных драм в диапазоне от «Рокки» до «Движения вверх», и заканчивая биографическими «Ганди» или «8 милей». На первый взгляд, картина Джеймса Мэнголда мало чем отличается от сонма предшественников. Но при более детальном разборе оказывается, что с ней не все так просто.

Несмотря на кажущуюся однозначность сюжета о противостоянии легендарных автоконструкторов (заявленную в том числе в названии), центральным антагонистом героев Бейла и Деймона является отнюдь не Энцо Феррари и даже не их собственное эго. Главным препятствием на пути к победе становятся бюрократия и постоянный страх функционеров американского концерна за реноме своей компании (следовательно, и за их собственное). Фактически, это не столько «Форд против Феррари», сколько «Форд против Форда». Амбиции Генри Форда II постоянно натыкаются на его же консерватизм, нерешительность и излишнее доверие, которым регулярно злоупотребляют его клевреты. Рождение машины, способной обогнать непобедимых итальянских лошадок, происходит одновременно благодаря и вопреки воле самого Форда.

Вообще, как это часто бывает с хорошими байопиками, это фильм не столько о персоналиях, сколько об идеях. Форд и его подчиненные — это не столько конкретные люди, сколько иллюстрация общества, которое с одной стороны стремится к изменениям и прогрессу, а с другой — смертельно их боится и изо всех сил цепляется за старое и привычное. Путь развития тернист, рискован и непредсказуем, но необходим. Иногда просто нужен дерзкий новатор, одержимый переменами, чтобы повести за собой остальных.

Если же спуститься с небес на землю и рассматривать картину вне контекста больших и пафосных идей, в ней все равно есть за что зацепиться. Технически фильм почти безукоризнен (прямо как авто, которое собирают его герои). Несмотря на чуть растянутый хронометраж, сюжет не провисает, в нужный момент замедляется и в нужный момент набирает обороты (прямо как его герои, гоняющие по треку). Отдельных аплодисментов и, вероятно, грядущих номинаций, заслуживают специалисты по монтажу и звуку (в этой связи хочется посоветовать для просмотра кинотеатр с максимально качественным звуковым оборудованием) и, само собой, актеры (ну, это в принципе было неизбежно). 

Продолжая парад гоночных метафор, можно сравнить с заездом по треку режиссерскую карьеру самого Мэнголда. Были в ней и моменты лидерства (от «Прерванной жизни» до «Переступить черту»), и отставания («Рыцарь дня» и «Росомаха»), и заезды на вынужденный пит-стоп. А для того, чтобы вновь вырваться вперед, болиду понадобился основательный ремонт и замена некоторых деталей («Логан»). Сбавит ли новая картина темп, набранный после финала истории о Росомахе, покажет время, пока лишь хочется верить, что финиш еще не скоро.

В кино с 14 ноября.