Вверх

«Донован» от Ксавье Долана: про кумиров и любовь к киноискусству

Strelka Film Festival by Okko

Первый англоязычный фильм от канадского режиссера (а еще актёра, сценариста, монтажера и продюсера) Ксавье Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» завершал кинопоказы в рамках четвертого международного Strelka Film Festival by Okko. Работы Долана в прошлом неоднократно были отмечены на Каннском фестивале, в том числе в 2016 году гран-при получил его фильм «Это всего лишь конец света». Далее коротко попытаемся разобраться, удалось ли любимцу публики создать очередной шедевр.

В тексте рецензии содержатся спойлеры.

Молодой американский актер Джон Ф. Донован играет в популярном подростковом сериале Hellsom High и греется в лучах славы, в то время как в Англии 11-летний Руперт мечтает сниматься в кино и каждый вечер зависает у телевизора за просмотром этого сериала. Когда-то давно Джон ответил на фанатское письмо Руперта, и теперь огромное расстояние между ними не мешает их общению: 5 лет они ведут переписку по почте. По нелепому случаю письма становятся достоянием общественности, Джону и Руперту предстоит столкнуться с реакцией окружающего мира на их невинную дружбу и пережить (или не пережить) события, последующие за этим.

Предположу, что одна из основных причин, по которой вы, скорее всего, захотите посмотреть фильм в кино, — это его невероятно звездный каст. Кит Харингтон, Джейкоб Тремблей, Натали Портман, Сьюзан Сарандон, Кэти Бейтс и Тэнди Ньютон — Долану удалось собрать в одном фильме кучу знаменитостей. Харингтон в главной роли не выходит из амплуа терпящего-все-почти-до-конца страдальца, тут к нему особо не придерешься. Тремблей и Портман, которая играет маму Руперта Саманту, смотрятся органично, но не более того. Остальные лишь ненадолго забегают на празднество и как-то растворяются на задних планах.

Ксавье Долан не только сидел в кресле режиссера, но и написал сценарий к фильму, а потом целых два (!) года его монтировал. По опыту фильмов-долгостроев, такой затянувшийся монтаж не сулит зрителям ничего хорошего. Долану пришлось отказаться от целой линии Джессики Честейн, которая играла журналистку, расследовавшую связь между Донованом и Рупертом. Трудно сказать, стал ли от этого фильм лучше или хуже, но стоит заметить, что страдают основные жизненные явления, которые неоднократно поднимались и описывались, раскрывались под разными углами и до «Смерти и жизни Джона Ф. Донована». Отношения детей и матерей, гомосексуализм, тягучее одиночество — паттерны, которые сам Долан не раз использовал в своих прошлых фильмах, в этот раз смотрятся несвежо и даже немного избито. Звездный закулисный мир, который показан на экране, отстает от сегодняшнего на десяток лет, ну а сегодня однополые отношения в киноиндустрии не являются запретной темой. В итоге главный герой своими письмами и трагической кончиной оказывает огромное влияние на другого главного героя, который уже позже, во взрослом возрасте, выступает в роли борца за справедливость и пытается восстановить «доброе имя» своего кумира, идет по его стопам. Общество, которое в видении Долана ужасно несправедливо относится к представителям нетрадиционной ориентации — такой себе антагонист. Сделаны громкие «драматичные» заявления о ломающихся судьбах, но логичного выхода из драматической завязки не видно.

Долан явно пытается перейти на новый этап в своей карьере в погоне за американо-англоязычной аудиторией и звездными именами. На этом новом этапе ему пока не очень удается создать будоражащее кино, но зато у него получился средний фильм с уклоном в попсу.

В кино с 15 августа.

Об авторе /

Автор, социолог и точно-продюсер (хотя бы по образованию).