Вверх

Паразит на «Сиянии». «Доктор Сон» Майка Флэнегана

Взяться за сиквел «Сияния», который до сих пор попадает в списки самых знаковых и значимых фильмов всех времен, – задача максимально трудная. Взяться за сиквел к фильму Кубрика, если ты не сам Кубрик, – задача еще сложнее. Но Майк Флэнеган рискнул, заручившись поддержкой (и куском сценария) Стивена Кинга, который в свое время полоскал творение Кубрика направо и налево. И увы, у Флэнегана не получилось.

Совсем кратко разбираемся, почему так вышло.

Внимание, далее спойлеры!

Главных героев в картине целых три. Сначала мы наблюдаем за Дэнни Торренсом в исполнении Юэна МакГрегора. В прошлом он – мальчик с «Сиянием», в настоящем – алкоголик, бегущий от ответственности и запирающий своих демонов-страхов в шкатулки, в будущем – работник хосписа, убийца вампиров и спасатель детей. В фильме есть флешбэки из «Оверлука», по словам создателей фильма, из самого «Сияния» была взята только одна сцена – та самая, с рекой крови, заливающей холл отеля. Все остальное, имеющее отношение к отелю, было переснято уже в рамках нового сеттинга и в декорациях, которые в точности воссоздавали декорации «Сияния». Казалось бы, столько усилий, чтобы уважить оригинал, но первым, что вызывает у зрителей недоумение, оказывается рекаст основных персонажей «Сияния». Понятное дело, что сиквел снимался далеко не через год после первого фильма, но это тот самый миллионный случай, когда я жалею об отсутствии CGI. Такому ходу можно найти объяснение: все-таки мы смотрим воспоминания через призму повзрослевшего героя / студия пожалела денег / Николсон не дал добро и т.д., но почему актеры, которых выбрали на культовые роли, настолько плохо справляются со своей задачей? От безумия Джека Торренса (встреча призрака отца и сына тоже будет) не остается и следа, Венди Торренс из замученной женщины превращается в безликую героиню второго плана, а маленький Дэнни – просто еще одна декорация в отеле. Как говорил Станиславский, не верю.

Юэн МакГрегор старается и вытягивает из роли все, что может, но его персонаж удивительно проседает и уходит на задний план, уступая место конфликту между двумя другими центральными героями. Одна из них, Абра Стоун (в исполнении дебютантки в большом кино Кайли Кёрран), девочка с невероятными способностями и с потоком Сияния, который не встречался уже давно, сталкивается с Дэнни телепатически и общается с ним на протяжении многих лет. На Абру охотится группа своеобразных «вампиров»: не совсем люди, но и не до конца демоны, которые убивают особенных сияющих детей и питаются их страхом. Лидер среди них – Роуз В Шляпе, харизматичная и опасная мадам в хипстерском одеянии и в обличье Ребекки Фергюсон. Фергюсон вообще для меня как глоток свежего воздух,а и наблюдать за ее игрой и психодели-полётами пугающе приятно.

Линии Роуз и Абры прописаны куда лучше линии Дэнни, а их противостояние, в котором добро может легко обратиться злом в попытке отомстить, несомненно, один из плюсов фильма. Отцов и детей в картине предостаточно, и режиссер делает попытку раскрыть извечную тему в стиле Кубрика, но это всего лишь попытка, многие моменты скомканы и оставлены на додумывание массовому зрителю. Помимо главных героинь, к плюсам также можно отнести мерзкую сцену убийства мальчика-бейсболиста, которого играет невероятно способный для своего возраста Джейкоб Тремблей. Вот это я понимаю постановка и мурашки! Сцена, которая по уровню эмоций могла быть кульминацией, остается виснуть в середине фильма. После нее рассчитываешь на большее, но этого большего не получаешь.

Фильм начинается и завершается вполне логично, однако наполнение его отдает карикатуризмом и картонностью. Злодеи, если смотреть на их мотивы и поступки, уже не такие опасные и как будто не жили на Земле несколько столетий (а еще их можно убить в обычной перестрелке), сам фильм не хоррор, а невообразимо медленное триллерное нечто с нарастающим напряжением и кроваво-пугающими сценами, которые можно пересчитать по пальцам. Тут нет скримеров, и назвать кино страшным нельзя.

«Доктор Сон» отдал слишком многое, чтобы угодить и Кингу, и Кубрику, и из-за этого стал очередным шаблоном для посредственных сиквелов. Впрочем, и литературная основа, по которой был снят фильм, оставляет желать лучшего. После всего этого неудивительно, что фильм в прокате провалился и уступил военной драме.

В кино с 7 ноября.

Об авторе /

Автор, социолог и точно-продюсер (хотя бы по образованию).