Back

Деконструкция вестерна от братьев Зеллнер

На прошлой неделе в кинотеатре «Формула Кино ЦДМ» прошел предпремьерный показ вестерна «Девица», снятого братьями Зеллнер. Это первая картина Дэвида и Нэйтана, которая добралась до российского проката — вероятно, из-за жанровых особенностей, а может, из-за номинации на главный приз Берлинале в этом году. Премьера состоится завтра, 13 сентября.

В общем, все знают, что такое вестерн. Если сузить перечисление сфер искусства, в которых существует это направление, до кинематографа, то мы получим концентрат маскулинности на фоне прерий. Вестерн — всегда про сильных и мужественных, про честь, борьбу и стрельбу. А помимо центрального мужского персонажа всегда найдется верный конь, не менее значимый участник событий. И суровая природа, конечно. Часто фигурирует прекрасная дама: например, очень второстепенная роль женщины, «которой помочь было некому» (кто смотрел вестерны с Иствудом, поймет), или девушка, которую все хотят либо похитить, либо переспать с ней, либо убить — как с Клаудией Кардинале в «Однажды на Диком Западе».

Привычное время действия — вторая половина XIX века, место действия — западные американские штаты. Одна из основных особенностей — противодействие между традиционным и новым, борьба индейцев с белыми переселенцами, но чаще всего центральная тема в вестернах — это борьба законников с безаконниками. Причем на стороне законников в основном безжалостные убийцы — антигерои, охотники за головами.

Классический вестерн обладает определенным набором черт, которые и выделяют его как отдельный жанр.Расцветал вестерн как киножанр в середине ХХ века, затем популярность стала убывать.
Современные режиссеры, тем не менее, нередко снимают вестерны, обогащая жанр новыми чертами. Новый фильм братьев Зеллнер, например, представляет собой деконструкцию вестерна. Это вестерн-черная комедия, и, кажется, будто все доселе привычное для нас перевернули с ног на голову.

В первых кадрах — нетипичная проповедь уставшего пастора о том, что проповедовать ему в тех краях нечего. Затем — в город, который пастор покинул, прибывает субтильный парниша, не умеющий пить виски, с гитарой наперевес и мини-лошадью на привязи.

Вспомните, как обычно являются главные персонажи вестерна в город, где им предстоит ДЕЛО. Это лихой загорелый мускулистый стрелок верхом на коне, с лассо и револьвером.
А у нас тут прогулка школьника получается, по ошибке забредшего в дальние места.

Тем не менее, герой знает, куда и зачем пришел: он ищет даму. Дама попала в беду и, заручившись помощью ничего не подозревающего нового пастора, наш лихач отправляется в путь. Все идет мило, плавно и забавно. Довольно быстро герои достигают пункта назначения, и вот тут-то начинается самое интересное.
Резко развернув сюжет, Зеллнеры делают главной героиней ту самую девицу, которую искал мальчик с лошадкой. И вот уже в центре повествования — сильная и независимая девушка, которая любому ковбою даст фору.

Приключения продолжаются, и по ходу дела, вплоть до фарса, высмеиваются те или иные черты вестернов. Дружелюбный индеец, едва справляющийся с топором, жестоко ошибающийся главный герой, пастор, ищущий любовь, и дама, которая хочет, чтобы ее оставили в покое.
Можно смеяться в голос весь фильм, ведь черный юмор — самый лучший. Однако никто не гарантирует, что лента понравится всем. Увы, такое издевательство над вестерном не каждому по плечу.

И что же мы имеем?
Вместо сильного мужского персонажа нашим вниманием по очереди владеют то хиленький баловень, то сильная женщина, то мини-лошадь.
Помимо прерий, в кадре каким-то образом обнаруживаются березы, степь и даже море (а то и океан?) со скалами. Как пояснили создатели фильма, это — способ создать некое несуществующее место, дабы избавить зрителя от отсылок к знакомым фильмам.

Далее: в основе истории — тоже своего рода борьба, но очевидно далекая от привычного нам «хороший парень против плохого». Более того, имеет место своеобразно сконструированная личная драма одного из главных героев. На эти мучения без слез (от смеха) не взглянешь.
Даже название — издевательское «Damsel» вместо «Mamsel», — с самого начала предполагает насмешку над всей показанной нам историей.
Получается, на экране — веселый аттракцион невиданных человеческих глупостей и вводящего в ступор поведения. Для вечера после тяжелого рабочего дня — самое оно.
Особенно в такой крутой компании как Паттинсон и Васиковска.
About the Author /

Шеф-редактор

Post a Comment