Back

Что скрывает ложь? «Жена» Бьерна Рунге

В прокат выходит «Жена», фильм шведского постановщика Бьерна Рунге о семье, творчестве и преданности. В драме, посвященной взаимоотношениям престарелых супругов, режиссер воспевает образ женщины, жертвующей амбициями, талантом и творческой судьбой во имя счастливой семьи и любимого человека.

Ранним утром Джо и Джоан Каслманов (филигранный союз Джонатана Прайса и Гленн Клоуз) будит звонок из далекой Швеции. Джо — культовый писатель ХХ века, и звонят ему, чтобы сообщить, что за свой вклад в мировую литературу он удостоен Нобелевской премии. Джоан, верная супруга и муза, прошедшая с писателем весь его сорокалетний творческий путь, счастлива и радостно, по-детски прыгает с мужем на кровати (это очаровательная семейная традиция). Обрадованные новостями, Каслманы в компании своего младшего сына, решившего пойти по стопам отца (Макс Айронс), летят в Стокгольм на вручение Джо награды всей его жизни. Однако туда же направляется Натаниел (Кристиан Слейтер), бесцеремонный и назойливый журналист, многие годы бьющийся за право написать биографию великого писателя. Именно ему предстоит сыграть роль триггера, провоцирующего воспоминания Джоан и ее размышления о собственной жизни и своем браке, которые в конечном итоге выявят в новом свете счастливые годы совместной жизни и творчества.

 

 

Следуя своему лаконичному названию, фильм повествует нам о роли жены в жизни и карьере ее мужа. И роль эта далеко не всегда то, чем кажется на первый взгляд. Избитое выражение о том, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, традиционно представляет женщину как опору, верного соратника, прикрывающего тылы, пока великий мужчина завоевывает вне новые вершины. Рунге перефразирует эту идею. «За каждым великим мужчиной стоит еще более великая женщина», — заявляет он. Утверждение максималистское и вне контекста фильма звучит, мягко говоря, вызывающе, однако весьма точно выражает главную идею автора и наводит на определенные размышления. Ведь теперь получается, что роль надежды и опоры, бесспорно почетная, но по существу вспомогательная и вторичная замещается ролью стержня и основы, ролью первостепенной и базовой. Теперь женщина — это не контрфорс, без которого здание бы развалилось, она — фундамент, без которого здания не было бы в принципе. Для всемирно признанного писателя Джо Каслмана его жена — это совсем не «надежный друг и муза». Без жены просто не было бы никакого писателя Джо Каслмана.

 

 

Главное украшение картины — безусловно, игра Глен Клоуз. Вначале едва заметная, и как бы в самом деле находящаяся в тени мужа, с каждым новым сценарным витком ее героиня отвоевывает все больше места и времени на экране, с каждой новой подробностью жизни Каслманов, вкрадывающейся в повествование флешбеком, игра Клоуз начинает сверкать все ярче с тем, чтобы в решающий момент заполнить собой все пространство истории. Дуэт с Джонатаном Прайсом заслуживает отдельного внимания. Сложные отношения, за долгие десятилетия вобравшие в себя и любовь, и неприязнь, и силу духа, и слабость тела в исполнении почтенных артистов смотрятся абсолютно органично, естественно и живо.

По слухам, фильм, открывавший фестиваль в Торонто в прошлом году, выходит на экраны только сейчас с тем, чтобы получить больше шансов в наградном сезоне. Определенные плоды это уже принесло — Глен Клоуз стала лауреатом Hollywood Film Awards и номинирована на Gotham Awards за лучшую женскую роль. Пока неизвестно, как все сложится и будет ли игра актрисы отмечена номинацией на Оскар, однако совершенно уверенным можно быть в том, что она этого заслуживает.

 

 

В кино с 22 ноября.

Режиссер: Бьерн Рунге («Хэппи энд», «Из уст в уста»)
Сценарий: Джейн Андерсон («Безумцы», «Что знает Оливия?»)
В ролях:
Гленн Клоуз («Опасные связи», «Самолет президента», «Марс атакует»)
Джонатан Прайс («Гленгарри Глен Росс», «Бразилия», «Игра Престолов»)
Кристиан Слэйтер («Нимфоманка», «Мистер Робот»)
Макс Айронс («Дориан Грей», «Белая королева»)

Post a Comment