Вверх

Ближайшая после… «Проксима» Алис Винокур

Редкое появление Евы Грин на большом экране — в очередном фильме про космос

Недавно Натали Портман («Люси в небесах») уже сыграла болезненное возвращение на Землю, постдип, одиночество «того, кто видел» и подготовку к новому полёту в космос в условиях жёсткой конкуренции. Там у нас была не только и не столько карьеристка, сильная и бесстрашная: Люси просто уже не могла смотреть на Землю глазами землянина. В «Проксиме» героиня Евы Грин — Сара Лоро — готовится к своему первому полёту, который, к слову должен занять целый год, не считая подготовок. Она, по факту, единственная женщина в мужском коллективе, и подколов, а то и вовсе снисхождения, не избежать. Но это ещё не всё: у Сары на Земле остаётся дочь.

Само название фильма отсылает, с одной стороны, к небесному телу: Проксима Центавра — ближайшая к Земле звезда после Солнца; с другой же, к человеческим и, в первую очередь, родительским взаимоотношениям. Proxima с латыни переводится как «ближайший(ая)». А кто может быть ближе девочке, чем её мама? Или так: покидая Землю-мать, человек будто отделяется от родного, покидает гипотетическую утробу. И вот тут есть некоторое противостояние: Проксима Центавра — ближайшая именно после Солнца. И за эту близость происходит негласная борьба: что будет ближе, кто будет важнее?

Снова перед нами — портрет женщины, разрывающейся между карьерой и семьёй. Софи Лоро решила не выбирать: она воспитывает дочь Стеллу и готовится к полёту. Совмещать и то, и другое сложно, даже если бы речь не шла о космосе. А уж если учесть, что женщина покинет не город, не страну, а планету на целый год, то уж тем более встаёт вопрос о её способности справиться с ситуацией. Невозможно представить, как это скажется на ней и на её дочери. Вот и сама Стелла периодически задаёт вопросы то о семье, то о времени, то о космосе, то о смерти. Плюс к этому, Софи в разводе, и оставить ребёнка мужу, который уже давно с ними не живёт, целая проблема.

Девочке примерно восемь лет, и явных протестов относительно планом мамы она не выражает. Однако когда начинается активная подготовка к полёту, и Софи улетает в Звёздный город в далёкую Россию, и далеко не всегда выходит на связь, начинаются проблемы во взаимопонимании. Сложно не отдалиться, когда вы находитесь в разных странах, не так ли? К тому же, каждый день приближает Софи к прощанию со Стеллой, а это не может не влиять на её психологическое и, как следствие, физическое состояние. Так что женщина решает сознательно ограничить общение и с мужем, и с дочерью. Иначе она просто сломается, и её заменят. Ведь незаменимых нет — особенно если ты единственная женщина в мужской команде. Плюс некоторые зачастую не зависящие от человека обстоятельства портят момент прощания ещё больше…

Но — так или иначе — Софи может. Может и делает всё, чтобы и её миссия, и её отношения с дочерью были спасены. И она такая не одна. Именно Софи Лоро — гипотетический персонаж. Однако реальных женщин, которые и в космосе побывали, и семью полноценную создать сумели — немало. Они-то и служат примером и вдохновением как для режиссёра этого фильма Алис Винокур, так и для миллионов других женщин, которые совмещают несовместимые вещи.

Хотя, честно говоря, нет в этой картине нет явно феминистического посыла. Это тонкая драма, без ретуши, с простой и понятной историей — хотя и невероятными обстоятельствами. И помимо прекрасной игры Евы Грин и Зели Булан (исполнила роль Стеллы) в нём есть ещё красивый пример стремления двух родных людей понять друг друга и принять выбор друг друга — вне зависимости от возраста и статуса. Ну и саундтрек Agar Agar — You`re high, резко звучащий в титрах, будто бы совсем не сочетающийся с кадрами, где на восходящее солнце уставились широко распахнутыми глаза наивного ребёнка… Но зато так чётко передающий напряжение нарастающей дистанции между матерью и дочерью.

В кино с 16 января.

Об авторе /

Шеф-редактор