Вверх

Безысходность, безысходность… «Простой карандаш» Натальи Назаровой

Почти незамеченным прошел в прокате фильм Натальи Назаровой «Простой карандаш».

Для режиссера это второй полнометражный фильм (первый – «Дочь» 2012 года). Как и в первом фильме, место действия «Простого карандаша» – российский маленький провинциальный город. Из всех достопримечательностей только фабрика, выпускающая карандаши. В этот город приезжает художница Антонина из Санкт-Петербурга (Надежда Горелова) и снимает комнату в бараке в чудовищном состоянии, нет даже освещения. Затем, словно ей мало страданий, она устраивается в местную школу преподавателем рисования и черчения, а заодно и мировой художественной культуры.

Зачем все это представителю столичной богемы, выясняется в самом начале фильма – в пятнадцати километрах от городка находится тюрьма, в которой отбывает срок муж главной героини (Владимир Мишуков). Антонина, как истинная декабристка, последовала за ним в ссылку, чтобы поддерживать и заботиться. Но муж на каждом свидании уговаривает ее уехать и оставить его. В школе тоже не все гладко, в классе, где преподает Антонина учится брат (Александр Кольчевский) местного уголовного авторитета. Авторитет сидит в той же тюрьме, но скоро выйдет, и этого боится весь город. Брат же чувствует себя абсолютно безнаказанным и занимается вымогательством денег у одноклассников. Ни учителя, ни директор школы, ни полиция не смеют сделать что-либо с ним. Кроме Антонины, которая вступает в противостояние с малолетним преступником.

Хочется отметить отличный кастинг. Почти каждый актер на своем месте и органичен в роли. Очень яркие выпуклые персонажи (помимо отличной Антонины): соседка по бараку (Олеся Иванцова), учитель истории, литературы и физкультуры (Александр Доронин) и талантливый ученик из трудной семьи (Кирилл Веселов). Да и вообще все дети в фильме живые и яркие. Найти не то что ярко, а просто нормально ведущих себя в кадре детей — огромная проблема для российского кино, а тут целый класс набрали и ни одного « я не поняль »!

Еще запоминаются безумно красивые зарисовки местной природы. Фильм снимался в карельском городе Сегежа. Помимо естественной красоты карельской местности, в этом заслуга оператора картины Андрея Найденова.

Также очень понравилась находка режиссера с рисунками талантливого ученика. Это своеобразный макгаффин – все восторгаются этими рисунками, но к зрителю они всегда повернуты обратной стороной, вы не увидите, что же именно и как на них изображено.

 

Из минусов: совершенно плоский муж, ну вот совсем нечего сказать про персонажа, какой он? Непонятно, игра актера тому виной или характер стал жертвой монтажа. И причина, по которой муж попал в тюрьму, тоже выглядит притянутой ради злободневности. Мне вообще показалось, что фразу «он ничего не сделал, просто толкнул кого-то на митинге» вставили на этапе озвучки. Эта причина ни на что не влияет, никак не развивает действие,: если ее убрать, в фильме ровным счетом ничего не изменится. Напротив, если бы мы не узнали причину ареста мужа Антонины, это, наравне с невидимыми рисунками, добавило бы фильму стильной загадочности.

Да и общий настрой фильма я бы отнес к минусам. Он совсем не радостный, достаточно тяжел для просмотра и заставляет задуматься о жизни провинции, в которой девяностые не закончились до сих пор.

Рекомендуется к просмотру поклонникам Звягинцева, Балабанова и Лозницы.