Вверх

Безумно бедные азиаты. «Паразиты» Пона Чжун Хо

«Паразиты» — кино во многом уникальное. О темной лошадке последнего Каннского фестиваля вплоть до премьеры не было известно практически ничего. Режиссер на вопросы о фильме ограничивался лишь туманной формулировкой, что это «комедия без клоунов и трагедия без злодеев». Как правило, за такими словами скрывается тягучие, монотонные два часа философских размышлений автора. Но это не тот случай: жизнь в картине бьет ключом, события быстро сменяют друг друга, заставляя зрителя и плакать, и смеяться, и сопереживать каждому из героев, а главное — неотрывно следить за развитием сюжета. Игра стоила свеч: лошадка пришла первой, после показа сорвав 20-минутные овации, восхищенные отзывы критиков и совершенно заслуженную Золотую ветвь крупнейшего смотра Старого Света.

У Ки Тэка и его семьи большие проблемы. Он вместе с женой и двумя взрослыми детьми живет в полуподвале в трущобах. Вдобавок, все четверо сидят без работы, перебиваясь редкими и скудно оплачиваемыми подработками. Все меняется, когда его сын Ки Ву получает место репетитора у дочери мистера Пака — богатого бизнесмена, живущего в роскошном особняке. Вскоре Ки Ву понимает, что при помощи талантов своей семьи и известной степени наглости он может изменить жизнь своих родных навсегда.

Пон Чжун Хо не лукавил, «Паразиты» — это тот случай, когда чем меньше знаешь о фильме до просмотра, тем лучше. От него можно ничего заранее не ожидать, все ваши ожидания все равно обманут. И вам, скорее всего, это понравится. Сюжет частично перекликается со «Служанкой» Кима Ги-Ена и «Церемонией» Шаброля, но знакомство с классиками не поможет в угадывании сценарных поворотов, «Паразиты» — кино совершенно иного порядка. Обманчивая однозначность названия, обманчивая легкость изложения и обманчивый флер криминального триллера, создаваемый промо-кампанией. Фильм одинаково непредсказуем и ошеломителен и для любителя кино, и для простого зрителя.

Картина вообще не нуждается ни в каком контексте, она прекрасна сама по себе. Ее посыл понятен и без часовых пресс-конференций и ответов на вопрос «Что же хотел сказать автор». Он прост и универсален, но подан тонко и ненавязчиво. Потрясающе точнО и загадочное описание, данное режиссером. Комедийная и трагическая составляющие картины органично вплетены в сюжет и взаимно дополняют друг друга, оживляя действие и создавая небывалое ощущение подлинности происходящего. При этом в фильме в самом деле нет ни клоунов, ни злодеев: при всей абсурдной и в то же время проникновенной трагикомичности происходящего, среди персонажей нет ни одного, над кем бы хотелось смеяться или кого бы хотелось ненавидеть.

Рассказывая невероятную историю о столкновении двух диаметрально противоположных классов, Чжун Хо ни разу не принимает чью-либо сторону (как делал в недавних «Мы» Джордан Пил). Он никого не обвиняет и никем не восхищается, никого не отодвигает на второй план и не преуменьшает драмы ни одного из героев своего многочисленного актерского ансамбля. Глубокое человеколюбие и трепетное отношение автора к персонажам усиливают эмпатию зрителя, и драматичные повороты истории воспринимаются острее во сто крат.

Но сострадание режиссера отнюдь не отменяет развития сюжета. «Паразиты» не топчутся на месте, расходуя время на эмпатию ради эмпатии. История развивается стремительно, с каждой сценой набирая обороты и нагнетая саспенс. Гуманизм Бергмана в фильме встречается с изощренностью Ханеке. Следить за повествованием на самом деле интересно, идеально выстроенный сценарий заставляет улыбаться, грустить, волноваться и восхищаться ровно столько и ровно там, где нужно.

Кино увлекает, развлекает, ранит и проникает глубоко в мысли и в сердце. Испытать практически весь спектр эмоций в их первозданном виде за два часа — до такого уровня воздействия не поднялась еще ни одна из картин этого года.

В кино с 4 июля.