Вверх

Берегите детей. «Воспитательница» Сары Коланджело

В декабре на экраны выходит «Воспитательница» — драма о преподавательнице дошкольной подготовки, которая становится одержимой защитой таланта одного из своих учеников. Фильм о творческом кризисе совершенно не творческого человека получил награду за режиссуру на фестивале Санденс и лестные отзывы критиков. Вопрос в том, заслужил ли он этого?

Лизе (Мэгги Джилленхол) немного за сорок и со стороны может показаться, что в жизни у нее все в полном порядке. Состоявшаяся семья, двое почти взрослых детей и муж, который всегда готов ее поддержать. Вот уже двадцать лет она работает воспитательницей в детском саду, и, кажется, вполне этой работой довольна. Есть у нее и хобби: она ходит на курсы поэзии под управлением обаятельного Саймона (Гаэль Гарсиа Берналь). Однако, счастливой она кажется лишь со стороны. С детьми почти не получается наладить общий язык, с мужем просто не о чем разговаривать, а работа превратилась в рутину. Не спасает и хобби — как бы Лиза ни старалась, поэтический талант в себе взрастить не получается. Все меняется, когда этот самый талант в избытке обнаруживается в одном из ее учеников.

Как и жизнь героини, со стороны фильм выглядит вполне бодро. Давно не радовавшая зрителя большого кино своим появлением Мэгги Джилленхол после смелого выступления в сериале «Двойка», наконец, штурмует бастион ведущей роли. Помогает ей в этом молодая и перспективная Сара Коланджело с отмеченной наградой режиссурой и как минимум любопытным сценарием. Бонусом идет недавно отстрелявшийся в «Моцарте в джунглях» Берналь и дочка Михаила Барышникова Анна, до этого замеченная в «Манчестере у моря». И все же фееричного взлета ни у Джилленхол, ни у режиссера не выходит. Косвенным подтверждением тому служит дальнейшая судьба картины: проделав после победы на Санденсе небольшой тур по не самым топовым фестивалям, она утонула в океане более интересных показов в Торонто и в итоге в списки наградного сезона ни по одному параметру не прошла.

Случись такое с действительно хорошим сценарием, было бы очень жаль, однако именно со скрипта проблемы фильма и начинаются. Интересная идея показать воспитательницу, мечтающую о признании ее несуществующего таланта, которая вдруг обнаруживает дар у своего подопечного, так и осталась просто интересной идеей. Полноценно рассказать историю у создателя не получается. Виной тому то ли недостаток опыта, то ли ножницы монтажера, то ли, как ни иронично, отсутствие таланта. Основная, она же самая интересная, линия повествования, посвященная взаимодействию воспитательницы и одаренного пятилетки, постоянно страдает от вмешательства занимающих преступно много экранного времени и, к тому же, показанных в лоб остальных сторон жизни героини. Растрачивая драгоценные минуты на отношения Лизы с мужем, с каждым из детей по отдельности, с отцом талантливого ребенка, с учителем поэзии и с самой собой, и ни одни из них не показав так, чтобы в их необходимость в фильме хотелось поверить, лента жертвует полноценным раскрытием героини. В итоге вся эта ненужная для истории нарезка кадров мешает проникнуться переживаниями персонажа, и даже отчаянный, на грани безумия, шаг, на который в конце идет протагонист вместо положенного катарсиса, приводит в некоторое замешательство и вызывает скорее тревогу за жизнь ребенка, нежели сочувствие к воспитательнице, сводя на нет неплохую игру Джилленхол и отлично справившегося для своего первого фильма ребенка.