Вверх

BEEF: кино про рэп на русском языке

У армянского радио спросили:

— А правда что Алексей Герман-младший снял фильм про русский хип-хоп и снял его за 14 лет?
— Правда! Только не Алексей, а Рома Жиган. И не за четырнадцать лет, а за семь. Но снял…

 

BEEF: Русский хип-хоп (2019 год, режиссер Роман Чумаков)

 

 

Не факт, что именно мне нужно было писать эту рецензию об этом фильме, ибо лицо я умеренно заинтересованное, и она может слегка отдавать субъективизмом. И джинсы-трубы в детстве у меня были (правда ни разу не получил за них ни предъяв, ни тумаков) и рэп я в общем и целом слушаю (отдельных исполнителей) и в целом ориентируюсь худо-бедно в истории движения. Но все же попробую.

Ещё в начале десятых то ли в интернете, то ли в каком-то интервью Роман Чумаков, он же Рома Жиган поделился идеей о том, что ему хотелось создать фильм. Фильм о том, что он знает, о том, чем живёт, фильм который приоткроется обывателям, что скрывается за словом «хип-хоп». Правда изначально тема должна была быть сужена лишь до конфликтов внутри движения.

Шло время, идея обрастала мускулами, жизнь двигалась вперёд и вот, в начале 2019 года, идея была воплощена в жизнь. На свет появился «BEEF: Русский хип-хоп» — документальное кино о русском рэпе (ред. — о рэпе на русском языке). О том, как после распада огромной страны и падения железного занавеса молодые люди узнали о существовании брейк-данса, речитатива под бит и «боевой» жизни афроамериканцев в нищих кварталах Америки.

Справедливости ради скажу: фильм на один раз. На один крепкий, внимательный просмотр, от которого можно получить удовольствие. Точнее как: те, кто жил этим во время зарождения поностальгируют, те, кто застал расцвет — погрузятся в любимую атмосферу, а зелёные салаги, которые признают лишь «новую школу» узнают что-то новое для себя.

 

 

Только вот сторонний зритель вряд ли осилит, ибо кино рассчитано на довольно узкую ЦА (сейчас все через одного smm-специалисты и маркетологи, потому пояснять не буду). Огромное количество незнакомых массам прозвищ и имён, культовые места, лица, песни оставшиеся по факту в далёком прошлом, нелепые для современных людей костюмы и прически. Представьте, что вы встретились с товарищем из своей «боевой» юности, который оброс брюшком, завел семью, оплачивает кредит за машину и квартиру, и вы радостно погрузились в воспоминания. Вряд ли окружающим будет это интересно, а даже если интересно — они мало что поймут. Нарезка концертов, выступлений и разборок чередуется с архивными фото и видео, а также интервью и комментариями участников действа. Со звуком местами бывают небольшие дефекты (то ли его плохо свели, то ли часть записей делалось на устаревшей технике), многие темы затронуты поверхностно, за семь лет съёмок в них можно было погрузиться глубже. И тем не менее…

Тем не менее это феномен. Фильм — история, снятый человеком не имеющим ни режиссерского, ни актерского образования, а всего лишь фанатично преданного идее. Фильм — кровоточащий (читай: свежайший) слепок с истории культуры, которая нынче захватила мир. Отработано огромное количество материала, привлечены десятки участников, без деления на поджанры, учтено множество мелких деталей. А цензура под редакцией камрада Goblinа, который в своей ироничной манере «запикивал» голосом некоторые высказывания, заменяя их приличными словами вызывала здоровый смех в зале и придавала картине свой колорит.

Представьте себе «Восьмую милю» или «Жизнь меняет тебя», снятую не об одном человеке, а о целой субкультуре, и вы поймёте о чем речь. И заканчивается BEEF так, как и должен был: «герой», прошедший огонь, воду, медные трубы, боль и предательство, андеграунд, коммерцию и наркотики, наконец выходит на сцену огромного зала, полного тех, кто пришел именно к нему и просто делает то, что ему нравится, оставшись победителем. Звучащие перед титрами строчки Басты подходят здесь как нельзя лучше:

Моя игра, моя игра!
Она мне принадлежит и таким же, как и я!
Моя игра, моя игра,
Здесь правила одни и цель одна!